Рабочая программа воспитания МБДОУ "Д/С №4"
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
Рабочая программа
воспитания МБДОУ «Д/С №4», реализующий образовательную программу дошкольного
образования, присмотр и уход за детьми (далее – Программа).
Программа разработана на основе
требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025
годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников в
МБДОУ «Д/С №4» предполагает преемственность по отношению
к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее –
НОО).
Программа построена на целеполагании, ожидаемых результатах,
видах деятельности, условиях формировании воспитывающей, личностно развивающей
среды, отражает интересы и запросы участников образовательных отношений:
-
ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе
возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;
-
родителей ребенка
(законных представителей) и значимых для ребенка взрослых;
-
государства и общества.
Программа воспитания
и организация воспитательной работы в МБДОУ
«Д/С №4» спланирована с учетом региональной специфики реализации
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Основой разработки
Программы являются положения следующих документов:
-
Конституция Российской
Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с
поправками);
-
Указ Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Федеральный Закон от 28 июня 2014г. № 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года;
- распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об утверждении
Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- распоряжение
Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р об утверждении Стратегии пространственного развития
Российской Федерации на период до 2025 года;
-
приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
Воспитание детей дошкольного возраста в
настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие
жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости
и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе базовых
ценностей Российского общества
и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная
солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и
как общее будущее.
Под воспитанием
понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде»[1].
Программа основана на
воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого
направлены усилия основных субъектов национальной жизни.
Реализация Программы
основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами
воспитательно-образовательного процесса.
Программа учитывает
ключевые идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России:
-
воспитание и развитие
личности гражданина России является общим делом;
-
двойственная природа
процесса социализации человека, многофакторность
и сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального
самоопределения в сетевом мире;
-
непрерывность и
преемственность процесса воспитания и развития личности;
-
направленность
результатов воспитания и развития личности в будущее;
-
воспитание человека в
процессе деятельности;
-
единство и целостность
процесса воспитания и развития личности;
-
центральная роль
развития личности в процессе образования;
-
контекстный характер
процесса воспитания, единство ценностно-смыслового пространства воспитания и
развития личности.
[1]
п. 2) Ст.2 Федерального Закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»