УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов,
приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана
играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных,
информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными
возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и
приоритетным направлением государственной социальной политики. В России
началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для
инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами
РФ к маломобильным группам населения относятся:
·
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая
инвалидов, использующих кресла-коляски)
·
Инвалиды с нарушением зрения и слуха
·
Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
·
Временно нетрудоспособные
·
Беременные женщины
·
Люди с детскими колясками
·
Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная
с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям
с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для
безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно
наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в
общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида
физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а
также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства -
приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В
настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание
требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений
государственной политики является политика создания условий для предоставления
детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в
образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного
образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ
СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить
доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс
таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли
обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с
разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В
группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП,
слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда - это система
материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание
духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять
огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей
с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги
должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников,
учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации
предметно-развивающей среды учитываются:
·
закономерности психического развития,
·
показатели здоровья дошкольников,
·
психолого-физиологические особенности,
·
уровень общего развития,
·
коммуникативные особенности и речевое развитие,
·
эмоциональное благополучие.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ
учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех
сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность
личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип
природособразности воспитания - Соответствие педагогического
влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической
комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего
активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного
"эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление
глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса
(педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в
процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного
сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с
ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения
деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем
формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип
здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и
физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение
стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и
психическое здоровье ребенка.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство
обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
·
дошкольное воспитание;
·
внешкольное воспитание и образование;
·
среднее общее образование;
·
среднее профессиональное образование;
·
высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего
типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в
специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать
специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является
заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается
ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно
предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает
специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и
консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ,
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую
аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут
при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из
других образовательных учреждений.
15.02.2019
Просмотров всего: , сегодня:
15.02.2019
Просмотров всего: , сегодня: